Мимика


Мимика
- сокращение лицевых мышц. Большинство людей в процессе О. чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Выражение лица является важнейшей характеристикой внеш. облика человека, поэтому лицо называют зеркалом души. Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют М. лица или экспрессией лица. М. анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиол. параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - асимметрия, динамика; 3) в социальном и социально-психол. плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие опр. культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к опр. этнич. группе. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс М. включает признаки, одновр. универсальные, специфические для выражения одних состояний и неспецифические для выражения других. Напр., такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний. Признак «уголки губ опущены» является универсальным и сопровождает все отрицательные состояния, но особенно печаль, грусть, тоску. Признак «глаза прищурены» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Такие признаки, как «рот открыт», «рот закрыт» являются индикаторами состояний гнева вместе с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет индикатором состояний удивления, страха. В каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, к-рые придают ему осн. значение. П. Экман установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание. На основе средней части лица успешно идентифицируются удивление, страдание, радость, страх, но не распознается удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). С целью правильного понимания состояний личности необходимо рассматривать целостную мимическую картину и отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, к-рые действуют как звенья единой системы. Для верного толкования М. важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психол. смысла. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности - дисгармоничности мимики. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к др. людям. М. лица сопряжена с др. компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз взглядом человека. К. С. Станиславский писал, что взгляд - «это прямое, непосредственное О. в чистом виде, из души - в душу…». Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: «стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом». Движения глаз, направленность взгляда связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 % до 60 % времени от продолжительности О. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота и интенсивность взглядов резко увеличиваются, нарушается формула «контакта глаз» в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время «негативных» высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно. Увеличение контакта глаз во время «негативных» высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования (ВИД), к-рый соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение 2 людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как «уход» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства. В кач. критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривать временные параметры «смотрения» друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: «смотреть в глаза», «смотреть в сторону», «смотреть вверхвниз», «вправо-влево»), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»), психофизиол. особенности взгляда (блесктусклость). По сравнению со взглядом и др. элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции ранжированы разл. части тела на основе критерия «способность к передаче информации». Данная «способность» элементов экспрессивного поведения определяется на основе 3 параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, к-рые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, «видимость, представленность другому». С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимания на др. составляющие их экспрессивного репертуара. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, к-рые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем осн. состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищенный), его отношений (дружеский-враждебный, агрессивный; доверчивый-недоверчивый; уверенный-неуверенный; принимающий-неприязненный; покорный-доминантный; понимающий-непонимающий; отчужденный-включенный; отталкивающий-притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности, и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд исподлобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к др. людям, об опасении попасть впросак и т. д. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004; Изард К. Эмоции человека. М., 1980 ; Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001; Экман П. Психология лжи. 2003. В. А. Лабунская

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Синонимы:

Смотреть что такое "Мимика" в других словарях:

  • мимика — см. выразительные движения. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • МИМИКА — (греч., от mimiomai подражаю). Искусство выражать мысли и чувства не словами, а лицом и телодвижениями; существенная часть театрального искусства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИМИКА греч.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мимика — и, ж. mimique f., нем. Mimik <гр. mimikos подражательный. Движение мышц, лица как выражение внутренних переживаний. БАС 1. Подражание, действие того, кто кому или чему подражает; слово относится до искусства Актеров. Ян. 1804 2 801. Принцесса… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МИМИКА — МИМИКА, мимики, мн. нет, жен. (от греч. mimikos). Движения мышц лица, как выражение внутренних психических состояний. Мимика лица. Показать что нибудь мимикой. «Он говорил с чрезвычайной живостью, с резкой мимикой.» Герцен. || Уменье, способность …   Толковый словарь Ушакова

  • мимика — См …   Словарь синонимов

  • Мимика — искусство выражать мысли не словами, а движеніями лица и тѣла вообще. Мимикъ владѣющій мимикой. Ср. Не довольствуясь своимъ ораторскимъ даромъ и прыткостью рѣчи, которая неслась какъ изъ лопнувшаго насоса, онъ находилъ еще нужнымъ дополнять ее… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Мимика — имитация для того, чтобы послать ложный сигнал. По английски: Mimic См. также: Информационная асимметрия Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • МИМИКА — (от греч. mimikos подражательный) выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре важный элемент актерского искусства …   Большой Энциклопедический словарь

  • МИМИКА — МИМИКА, и, жен. Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная м. | прил. мимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МИМИКА — жен. искусство объяснять мысли и чувства свои не словами, а лицом, телодвижениями; сценическое, театральное искусство. Мимический, к искусству сему относящийся. Мимик муж. искусный в мимике. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • МИМИКА — (от греч. mimikos – подражательный) выражение мыслей, чувств и порывов желания с помощью движения мышц лица и ужимок. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мимика» >>